Раздел 3. Формулировка нового философского метода. Часть 2

Глава 3.2.1. Цивилизация в зеркале человеческого возраста. Принцип жертвы

Итак, жертва - это второе основание метода.

Вернемся к принципу пяти оснований для пяти цивилизаций. Цивилизации непроницаемы друг для друга, но национальная культура народа, пережившего  ее крах, несет на себе следы рухнувшей цивилизации. Такие же, как оставляет, например, детство в судьбе человека. Мне трудно сказать, что в России осталось от Киевской Руси кроме сказок и былин, но социализм совсем не случайно возрождал языческие праздники.  Праздники урожая, 1-ой борозды,  Масленица, Иван-Купала, и т.д. отмечались широко и по-государственному. Невозможно, например, пройти мимо того факта, что итальянский экзистенциализм в лице Антониони обнаруживает экзистенциальную пустоту, что это как ни след пассивной античной личности и холодной античной души. Ведь французский экзистенциализм рефлектирует над действием (см. выше) а, скажем, немецкий носит онтологический характер (например, в фильмах Тиквера).    Какого факта национальной культуры ни коснись, везде в ней откликается своя история. Католический Ватикан воспринял стиль власти римских императоров, а итальянский Ренессанс от античности получило свою специфику. В то время как китайское Возрождение  7-8 веков опиралось на буддизм, т.к. в стране уже существовал даосизм. (Интересно заметить, что Н.Конрад увидел, как характер Возрождения меняется, двигаясь от “наивности” к “зрелости” на пути с Востока на Запад). Словом рефлектировать можно только над лично пережитым.  Это пережитое дается опосредованно - как инобытие, в другой форме, нежели переживание, и после рефлексии вернуться к нему, чтобы пережить заново, невозможно так же,  как невозможно вернуться в детство или другой возраст.

Итак, третье основание метода - это принцип параллели между системой цивилизаций и человеческими возрастами. В этом случае возраст приобретает онтологическое значение, а смерть рассматривается как абсолютная жертва. “А теперь плодитесь и размножайтесь”,- сказано в Библии. Потому что для своих детенышей даже звери жертвуют. Но любить детей можно и для себя, можно и вообще их бросить или не иметь, но смерти избежать нельзя. Люди чаще всего останавливаются на каком-то этапе взросления.  Расхожая фраза: “я старая (старый) но душа у меня молодая”, –  говорит о том, что возраст для человека стал проблемой, т.к. душа осталась незрелой. Тогда старость, разрушая тело, изменяет его, делая то, что человек не сделал сознательно, жертвуя ради чего-то иного. “Я утверждаю, что изменить свое мировоззрение, можно только изменившись физически, телесно”. А.Ф.Лосев ИЭУ стр.352.

Итак, я рассматриваю цивилизации, основанные на принципах А.Ф.Лосева в зеркале человеческого возраста и наоборот. Причем считаю, что диалектика развития внутри каждой цивилизации одна и та же - это восхождение к жертве. В человеке не может сосуществовать мироощущение двух возрастов, но в любое время любой из этих возрастов: младенчество, детство, юность, молодость, зрелость - может вдруг реализоваться. Например, когда человек испытывает сильную боль, он сосредотачивается на своем теле и тем самым возвращается в младенчество, теряя представление о пространстве и времени.

А теперь вернемся к нашей таблице, вернее, к ее части.

Символ божественного откровения Мифологическое божество красота добро истина 4.       Мера личности (человечность) 
Культура   История миф искусство вера наука 3. Инобытие ч-ка,  социальное бытие
субъект   форма Чувственная интуиц. Свободная  воля Логическая интуиц. 2. Переменчивые   акциденции
Образ и подобия Бога ч-к тело душа дух ум 1. Организм  (пребывающее ядро)

Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Далее излагаю по Лосеву: развернул из ума душу. которая потом. воплощенная в теле восстала как воля (дух). Т.о. получился живой самодостаточный самодвижущийся организм. Идея (образ и подобие бога)     дана в нем в своем осуществлении  - человек (1) “Всякий организм... символичен... с точки зрения вложенной в него самого идеи. Рассмотренный же с точки зрения другой идеи организм есть схема”. [Свидетельство тому наша таблица]. Организм как “единораздельное целое” живет как субъект (1+2=субъект),   противопоставляя себя всему иному. И т.о. все иное становится оформлением организма-субъекта, т.к. мыслить иное значит мыслить себя же, но в определенном оформлении”. Так появляется культура и социальное бытие (3). “Я есмь сущее, чей способ бытия состоит в представлении, таким образом, что это пред-ставление выставляет в представленность и самого пред-ставляющего”. Хайдеггер «Время и бытие» М.93.с.129. Поскольку я предполагаю еще цитировать Хайдеггера, то привожу  цитату из его работы, но подобных высказываний об инобытии масса и у других философов. Далее, когда  человеческое бытие  является в своей полноте, оно становится символом божественного откровения. IY ярус я называю символом божественного откровения и сравнив пятую конечную часть схемы с первой ее частью, где М (массу0 можно назвать вещью-в-себе, а свет ставшей вещью-для-себя-и-для-иного. Я провожу параллель и называю 1-ый пятой части вещью-в-себе, а четвертый ярус ставшей вещью-вещью-для-себя-и-для-иного. Как мы видели (см. выше) четвертый ярус содержит в себе меру, поэтому я также называю его мерой личности. Ведь представления истине, добре и красоте у племен, практикующих каннибализм, отличаются от таких же представлений, например, христианского общества. Тем не менее, эти представления существуют и у каннибалов., поскольку они тоже люди, в них тоже живет образ и подобие Бога.

Теперь  наше  внимание  будет  сосредоточено  на  человеке  как  личности,  которая,  по  определению  А.Ф.Лосева  есть  организм + самосознание ("Диалектика  мифа")  "...в  личности  мы  имеем  не  просто  самосознание.  Оно  должно  постоянно  действенно   выявляться ... Реальная   личность   должна   иметь   пребывающее   ядро  [I-ый  ярус  схемы]  и  переменчивые  акциденции  [2-ой  ярус],  связанные  с  этим  ядром  как  его  энергийные  самопроявления...  Поскольку  личность  есть  самосознание,  она  есть  всегда  противопоставление  себя  всему  внешнему,  что  не  есть  она  сама. [3-ий  ярус].  Углубляясь  в  познание  себя  самой,  она  в  себе  самой  находит  эту  же  антитезу субъекта  и  объекта,  познающего  и  познаваемого.  Эта  антитеза  субъекта  и  объекта,  далее,  обязательно  преодолевается  в  личности...  Я  противополагаю  себя  внешнему.  Но  это  значит,  что  я  имею  какой-то  образ  внешнего,  который  создан  как  самим  внешним,  так  и  мной  самим.  И  в  нем  я  и  окружающая  среда  сливаемся  до  полной  неразличимости".  А.Ф.Л. ДМ  М.1991 стр.74  1-ый ярус противополагается 2-му, 3-ий – снимает противоречие, являясь синтезом 1-го и 2-го; 11-ой ярус противополагается 3-ему, 4-ый в синтезе снимает противоречие; 3-ий – противополагается 4-му – 1-ый снимает противоречие. Двигаясь в рамках этого кольца, человек становится личностью. «Бог создал мир, мысля самого себя, потому что в нем быть, мыслить и желать составляет одно и то же. Бог есть сама полнота» М.Фичино.

И.С. Кон  в  своей  работе  "Открытие Я" находит три этапа в формировании личности, связывая  самосознание   с  возрастными  периодами  жизни  человека, находит  три  этапа  в  формировании  личности. 1 – к одиннадцати месяцам формируется единое регулятивное начало. Младенец начинает отличать ощущения от своего тела от ощущений, вызванных внешними предметами. Формируется сознание тождественности, идентичности, самости. На  втором  этапе  "появляется  сознание  Я  как  активного  начала".  "Это  происходит  в  2-3  года". Или,  как  пишет  Кон,  появляется  эго  (субъективность) как  регулятивный   механизм,  который  предполагает  преемственность  психической  деятельности  и  наличие  информации  о  себе.  Мотивация  и  внешняя  среда  формируют  сознательное  саморегуляционное  поведение. И наконец,  третий  этап достраивает  первые  два.  На  этом  этапе  появляется  "автокоммуникация",  и  на ее  основе  появляется  "образ  Я".  Это  происходит  в  подростковом  и  юношеском  возрасте.

Проведем такую же классификацию, опираясь на пять принципов А.Ф.Лосева.

1.Неразличение души и тела – период младенчества. «Антитеза души и тела примиряется в понятии жизнь, которая немыслима ни без тела, т.е. того, что нужно двигать, объекта движения, ни без самодвижущегося начала». ДМ с.178.  Именно, жизнь приносится в жертву в древних человеческих обществах. Смерть должна войти в опыт человека, и она становится ритуальной, например, в обрядах инициации, когда наносятся болезненные татуировки и ритуальные увечья т.о. в жертву приносится чувственность. Эта жертва в результате «отрывает» душу от тела, что в последствии дало возможность человеку обнаружить тело как вещь. Экстремальное отношение к телу сохраняется в маргинальных слоях общества. Например, уголовники могут демонстративно порезать себя. Здесь же в тюремных сообществах и среди бродяг живут фантастические представления о времени и пространстве, поскольку пространство, не скрепленное единством личности, дискретно, а время без этического коррелята безмерно. Оно как бы останавливается. Все это характерно как для мифологии, так и для младенца. Особенности пространства и времени отражаются в мифологии, например, оборотничеством. А.Ф.Лосев приводит пример. Герой уходит от погони. Встретив препятствие, он ударился о землю и побежал серым волком. Встретил другое препятствие, опять ударился о землю и полетел черным вороном. Младенец же воспринимает внешний мир вспышками. Например, он различает лицо только тогда, когда оно к нему склоняется. Вообще тюремный фольклор, замешанный на грубой чувственности душещипательных сюжетов, очень близок мифологии, из которой, между прочим, вырастают и телесериальные эпопеи, тоже абсолютно фантастические. Но если тюремному фольклору придать нравственный вектор, (который, безусловно, есть в мифологии, описывающий целостный мир, поэтому нравственность здесь не приписывается человеку, а разлита в мире), то он превратиться в полноценное искусство. Ироничная обработка такого фольклора превратила его в бардовскую песню. Маргинальным является также подражательное поведение, лишенное всякой этической подоплеки, если оно не связано с обучением или трудом, например охотой. Древняя культура была вытеснена в маргинальную среду, как рудимент, как огрызок. Здесь она не способна подняться до своей полноты и тем более исполниться в жертве. Поскольку человечество в своем историческом развитии приносило в жертву чувственность, а преступник становится ее рабом, потакая своим слабостям. Хочу обратить внимание на интересную этимологию Филина слова человек, которое он возводит к жертвенной формуле кои веки раз (два, три…).  Она произносилась во время жертвоприношения и значила: «Кто-нибудь из этого возраста» означало слово человек, и называлось число. Вершиной общинно-родовой цивилизации является йога. В Йоге тело становится мирозданием, а человек, овладевая одним, овладевает и другим, достигая фантастических возможностей. Необходимо сказать, что сначала эта человеко-вселенная осознается в образе Праджапати – отца богов и владыки всех творений, и уже потом в подражании этому абсолютному мифологическому Праджапати, она строится из собственного организма путем жертвы чувственности. Пример осознания в подражании абсолютному: «Ровно через год [после рождения] ребенок поистине испытывает желание говорить, ибо через год пожелал говорить Праджапати» Древнеиндийская философия М.1972. стр.68. Родители также показывают ребенку сначала, например свой нос, который тот ощупал руками, потом нос куклы, а затем – его собственный. Это путь познания: от ощущения, полученного в подражании чему-то, что становится абсолютом к абстрактному понятию (абстрагирование – это аналог жертвы) и от понятия к познанию новой конкретности.

Таким же будет исторический путь человечества. Сначала все будет познаваться в Абсолюте. Потом это Абсолютное он будет познавать в инобытии и, наконец, обнаружит его в себе и, поставив себя на место Абсолюта, заново пройдет весь путь.

2. В конце концов, преодолев страх и боль, человек "оторвет" душу от тела, и станет понимать мир не как человеко-вселенную, которую можно только почувствовать в подражании, а как то, что можно видеть и созерцать как вещь и станет отыскивать порядок вещей. Поэтому, когда в 2-3 года ребенок все хочет делать "сам", причину следует искать не столько в "эго", сколько во II принципе А.Ф.Лосева - принципе скульптурности. Скульптурность сделала мир вещным и заставила искать порядок вещей. Эго потому и проснулось, что получило этический вектор, направленный во вне –  им было стремление упорядочить мир вещей. Скульптурность знаменует собой приход рабства, когда в жертву отдается не жизнь, а тело. В жертву именно порядку, создаваемому аристотелевским Умом-перводвигателем. В порядке возникает красота космоса. Усвоив определенные навыки и, поняв к чему их надо применять, ребенок хочет осуществить порядок сам, и, я думаю, что чувство, которое он испытывает в это время - это чувство эстетического наслаждения, а не чувство удовлетворенного своеволия. Не случайно дети вплоть до подросткового возраста легко и охотно учатся.

3. Далее в подростковом возрасте (11-15 лет) ребенок осознает родительскую волю, как волу, ограничивающую его собственную волю. В то же время, если семья построена на любви и взаимном уважении, он, в конце концов, понимает свою ответственность и принимает обязанности. Даже если семья не образцовая, подросток все равно ищет этический идеал справедливости, но уже в образцах, предлагаемых обществом. Потому что он находится в зависимом положении. Христианская этика - высший образец. Сократив все заповеди до единственной заповеди любви, она из смирения возводит человека к вершинам личной свободы и ответственности. Для возникновения христианского абсолютизма духовной жизни - III -ий принцип А.Ф.Лосева, необходима крепостная зависимость - прикрепленность к земле,  считает философ, без которой, как я понимаю, не было бы смирения духа.

4.-ый принцип  –  принцип примата человеческой личности - время юности и молодости, когда появляется и осуществляется "образ Я". Неважно, какой именно образ: образ ли художника-творца, равного в своем творчестве Богу-мастеру, или образ покорителя пространства и осваивателя земель. Это короткая эпоха утверждения новых идеалов и их осуществления. Они в эту эпоху в первую очередь утверждаются в искусстве. И именно искусство достигает больших высот в это время. Что закономерно, ведь, по словам А.Ф.Лосева: "Все, что ни происходит в жизни, сначала происходит в искусстве, а потом формулируется в понятиях" и осуществляется в этической, т.е. бытовой жизни, где и происходит трагедия. Т.о.,  в жертву приносится инобытие человека. Здесь начинается путь личности, поставившей себя в центр мира. Пико делла Мирандола: "Не даем мы тебе, о, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире" (с.358). В этом качестве личность и проделывает уже пройденный путь еще раз. Сначала осознавая себя как живое мысляще существо, - эпоха Барокко, потом, пытаясь установить порядок в мире по своему разуму - Просвещение и Классицизм, а затем - и по своей воле - Романтизм.

Итак, мы видим, что в развитии человека и человечества происходит по тому же универсальному закону: трижды модифицированное тождество, повторенное в двух вариантах.

Но есть еще V-ый принцип - принцип внеличностного, но человеческого (наверное, его можно назвать принципом инобытия). А.Ф.Лосев называет его социалистическим, указывая на коллектив и производство. Но мне кажется, что это лишь одна сторона проявления данной цивилизации, если ее можно так назвать. В параллель ей стоит деятельный человек, совершающий поступки. Это может быть человек любого возраста и соответственно любой цивилизации. Поступок связан с действием, которое в свою очередь есть подражание (как становление) и уподобление (как ставшее), если оно не осознано. Осознанное же действие -это поступок, который совершается свободным этическим выбором во исполнение какой-то цели. Свободный этически выбор - это единственный его критерий. В остальном же поступок остается непроницаемым для анализа. Он совершается мгновенно и носит сакральный характер. Поступок мгновенно меняет ситуацию, делая ее необратимой, определенной, особенной, исторической и личной. (Квантовая физика сталкивается с явлением поступка и учитывает его). Свершенность действия осуществляется в поступке, который разрушает целое (что является злом) и в некоторой метаморфозе собирает его в новом количественном и качественном варианте (что является добром). Поступок может генерировать как деградацию, так и восхождение, в зависимости от того жертвенный он или нет, что и диктуется свободным этическим выбором.

Когда при его осуществлении, в жертву кладутся жизненные силы организма, но при этом не существует для подражания и уподобления модели человеко-вселенной, которая придает процессу целесообразность без цели, мы видим вполне целенаправленные спортивные действия.

II Опять-таки, в отсутствии целесообразности без цели, которой обладает полнота космоса, при осуществлении порядка вещей – налицо учебный процесс, который существует в рамках конечного и единичного.

III И опять-таки целенаправленное действие, но оно отдано уже не порядку т.е. пространству, а времени – это труд.

IV Впервые действие становится целесообразным без цели – это творчество, которое происходит в игре. В игре создается модель мира, но уже не абсолютная, а личностная, впрочем, в модификации повторяющая абсолютную.

Любое из этих действий, которые мы конструируем по образцам цивилизаций, становится свершенным в жертве, и присуще человеку в любом возрасте. Причем  IV-ая цивилизация, как было сказано, может возникать в пределах каждой из первых трех, выражая в себе полноту бытия.

Далее процессы деятельности человека становятся предметом его рефлексии, предметом его заботы и, наконец, –  целью и задачей. Не сделать стол, построить дом…, а организовать производство, отрасль, учебный процесс, фестиваль, спортивные соревнования и т.д.. Процесс, который становится ведущим, формирует лицо исторического периода и делает его модификацией одного из первых трех периодов: первобытно-общинного, рабства, феодализма. Это фашизм, очень не случайно названный проницательными современниками «новым варварством». Это пресловутый глобализм, стремящийся унифицировать разноликий мир одним законодательством. Не случайно глобализм исходит от США. И это социализм и капитализм, которые отличаются друг от друга только тем, что в одном превалирует общественное, а в другом – частное. Т.о. абсолютный закон бытия: трижды модифицированное тождество, повторенное дважды (с точки зрения активного тела и с точки зрения активного ума) действует и в истории развития человечества.

Итак, действие получило свою ипостась в инобытии, и таким образом стало сущностью (фактом) (Маркс, например, проанализировал труд, вернее, инобытие человека с точки зрения труда). Поэтому в XX веке возник интерес к самому действию, к действию как таковому. Такой же интерес очевиден, например, у Аристотеля, но в XX веке действие понимается как личный поступок.

Представляется интересным прокомментировать нашу таблицу с точки зрения личного действия в понимании М.Хайдеггера.

 
А.Ф.Лосев М.Хайдеггер
символ Мифологическое божество красота добро истина Способ, каким ч-к воспринимает и задает меру для истины сущего
Сущность (факт) История миф искусство вера наука Существо истины
Бытие (интеллигенция) форма Чувственная интуиция Свободная  воля Логическая интуиция Проект бытия сущего
одно тело душа дух ум Способ, каким ч-к является им самим

Анализом действия занимался экзистенциализм, обнаруживая в этом действии темные непроницаемые глубины, где нет ни времени, ни пространства и в этом смыкаясь с непроницаемой и цельной самостью и Первоединым. Именно самость, как часть Бога, «отрывается» от тела на 1-ом этапе формирования личности человека. ( На IV-ом этапе осмысленное приближение к самости проявляется в психологии). Как Бог имеет свой символ в человеке, так и мгновенное действие становится символом в поступке получая здесь  свою меру и соответственно смысл в свободном этическом выборе. Регулярное, закономерное действие, действие, протекающее во времени, - это действие формирует космос.  Здесь индивидуальность осуществляет свою свободу в игре.

Теперь нашу схему можно превратить в сферу, в вершинах которой будут лежать 1-ый и IV-ый ярусы. Тогда, соединяя вершины этой сферы, мы получим ту самую квинтэссенцию, в которой бытие свершается мгновенно во всей своей полноте от 1-го к IV-му ярусу, минуя II-ой и III-ий. Эта квинтэссенция – жертвенный поступок и игра. Свершение их и есть ритуальный сюжет, с которого начиналось наше исследование. Сюжет написан на небесах, но разыгрывается на земле с каждым из нас и со всеми нами.

illustrationillustration
logo © 2009 Marianna Schwartz. All Rights Reserved
Hosted by uCoz