Итак, жертва - это второе основание метода.
Вернемся к принципу пяти оснований для пяти цивилизаций. Цивилизации непроницаемы друг для друга, но национальная культура народа, пережившего ее крах, несет на себе следы рухнувшей цивилизации. Такие же, как оставляет, например, детство в судьбе человека. Мне трудно сказать, что в России осталось от Киевской Руси кроме сказок и былин, но социализм совсем не случайно возрождал языческие праздники. Праздники урожая, 1-ой борозды, Масленица, Иван-Купала, и т.д. отмечались широко и по-государственному. Невозможно, например, пройти мимо того факта, что итальянский экзистенциализм в лице Антониони обнаруживает экзистенциальную пустоту, что это как ни след пассивной античной личности и холодной античной души. Ведь французский экзистенциализм рефлектирует над действием (см. выше) а, скажем, немецкий носит онтологический характер (например, в фильмах Тиквера). Какого факта национальной культуры ни коснись, везде в ней откликается своя история. Католический Ватикан воспринял стиль власти римских императоров, а итальянский Ренессанс от античности получило свою специфику. В то время как китайское Возрождение 7-8 веков опиралось на буддизм, т.к. в стране уже существовал даосизм. (Интересно заметить, что Н.Конрад увидел, как характер Возрождения меняется, двигаясь от “наивности” к “зрелости” на пути с Востока на Запад). Словом рефлектировать можно только над лично пережитым. Это пережитое дается опосредованно - как инобытие, в другой форме, нежели переживание, и после рефлексии вернуться к нему, чтобы пережить заново, невозможно так же, как невозможно вернуться в детство или другой возраст.
Итак, третье основание метода - это принцип параллели между системой цивилизаций и человеческими возрастами. В этом случае возраст приобретает онтологическое значение, а смерть рассматривается как абсолютная жертва. “А теперь плодитесь и размножайтесь”,- сказано в Библии. Потому что для своих детенышей даже звери жертвуют. Но любить детей можно и для себя, можно и вообще их бросить или не иметь, но смерти избежать нельзя. Люди чаще всего останавливаются на каком-то этапе взросления. Расхожая фраза: “я старая (старый) но душа у меня молодая”, – говорит о том, что возраст для человека стал проблемой, т.к. душа осталась незрелой. Тогда старость, разрушая тело, изменяет его, делая то, что человек не сделал сознательно, жертвуя ради чего-то иного. “Я утверждаю, что изменить свое мировоззрение, можно только изменившись физически, телесно”. А.Ф.Лосев ИЭУ стр.352.
Итак, я рассматриваю цивилизации, основанные на принципах А.Ф.Лосева в зеркале человеческого возраста и наоборот. Причем считаю, что диалектика развития внутри каждой цивилизации одна и та же - это восхождение к жертве. В человеке не может сосуществовать мироощущение двух возрастов, но в любое время любой из этих возрастов: младенчество, детство, юность, молодость, зрелость - может вдруг реализоваться. Например, когда человек испытывает сильную боль, он сосредотачивается на своем теле и тем самым возвращается в младенчество, теряя представление о пространстве и времени.
А теперь вернемся к нашей таблице, вернее, к ее части.
Символ божественного откровения | Мифологическое божество | красота | добро | истина | 4. Мера личности (человечность) | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Культура | История миф | искусство | вера | наука | 3. Инобытие ч-ка, социальное бытие | ||
субъект | форма | Чувственная интуиц. | Свободная воля | Логическая интуиц. | 2. Переменчивые акциденции | ||
Образ и подобия Бога ч-к | тело | душа | дух | ум | 1. Организм (пребывающее ядро) |
Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Далее излагаю по Лосеву: развернул из ума душу. которая потом. воплощенная в теле восстала как воля (дух). Т.о. получился живой самодостаточный самодвижущийся организм. Идея (образ и подобие бога) дана в нем в своем осуществлении - человек (1) “Всякий организм... символичен... с точки зрения вложенной в него самого идеи. Рассмотренный же с точки зрения другой идеи организм есть схема”. [Свидетельство тому наша таблица]. Организм как “единораздельное целое” живет как субъект (1+2=субъект), противопоставляя себя всему иному. И т.о. все иное становится оформлением организма-субъекта, т.к. мыслить иное значит мыслить себя же, но в определенном оформлении”. Так появляется культура и социальное бытие (3). “Я есмь сущее, чей способ бытия состоит в представлении, таким образом, что это пред-ставление выставляет в представленность и самого пред-ставляющего”. Хайдеггер «Время и бытие» М.93.с.129. Поскольку я предполагаю еще цитировать Хайдеггера, то привожу цитату из его работы, но подобных высказываний об инобытии масса и у других философов. Далее, когда человеческое бытие является в своей полноте, оно становится символом божественного откровения. IY ярус я называю символом божественного откровения и сравнив пятую конечную часть схемы с первой ее частью, где М (массу0 можно назвать вещью-в-себе, а свет ставшей вещью-для-себя-и-для-иного. Я провожу параллель и называю 1-ый пятой части вещью-в-себе, а четвертый ярус ставшей вещью-вещью-для-себя-и-для-иного. Как мы видели (см. выше) четвертый ярус содержит в себе меру, поэтому я также называю его мерой личности. Ведь представления истине, добре и красоте у племен, практикующих каннибализм, отличаются от таких же представлений, например, христианского общества. Тем не менее, эти представления существуют и у каннибалов., поскольку они тоже люди, в них тоже живет образ и подобие Бога.
Теперь наше внимание будет сосредоточено на человеке как личности, которая, по определению А.Ф.Лосева есть организм + самосознание ("Диалектика мифа") "...в личности мы имеем не просто самосознание. Оно должно постоянно действенно выявляться ... Реальная личность должна иметь пребывающее ядро [I-ый ярус схемы] и переменчивые акциденции [2-ой ярус], связанные с этим ядром как его энергийные самопроявления... Поскольку личность есть самосознание, она есть всегда противопоставление себя всему внешнему, что не есть она сама. [3-ий ярус]. Углубляясь в познание себя самой, она в себе самой находит эту же антитезу субъекта и объекта, познающего и познаваемого. Эта антитеза субъекта и объекта, далее, обязательно преодолевается в личности... Я противополагаю себя внешнему. Но это значит, что я имею какой-то образ внешнего, который создан как самим внешним, так и мной самим. И в нем я и окружающая среда сливаемся до полной неразличимости". А.Ф.Л. ДМ М.1991 стр.74 1-ый ярус противополагается 2-му, 3-ий – снимает противоречие, являясь синтезом 1-го и 2-го; 11-ой ярус противополагается 3-ему, 4-ый в синтезе снимает противоречие; 3-ий – противополагается 4-му – 1-ый снимает противоречие. Двигаясь в рамках этого кольца, человек становится личностью. «Бог создал мир, мысля самого себя, потому что в нем быть, мыслить и желать составляет одно и то же. Бог есть сама полнота» М.Фичино.
И.С. Кон в своей работе "Открытие Я" находит три этапа в формировании личности, связывая самосознание с возрастными периодами жизни человека, находит три этапа в формировании личности. 1 – к одиннадцати месяцам формируется единое регулятивное начало. Младенец начинает отличать ощущения от своего тела от ощущений, вызванных внешними предметами. Формируется сознание тождественности, идентичности, самости. На втором этапе "появляется сознание Я как активного начала". "Это происходит в 2-3 года". Или, как пишет Кон, появляется эго (субъективность) как регулятивный механизм, который предполагает преемственность психической деятельности и наличие информации о себе. Мотивация и внешняя среда формируют сознательное саморегуляционное поведение. И наконец, третий этап достраивает первые два. На этом этапе появляется "автокоммуникация", и на ее основе появляется "образ Я". Это происходит в подростковом и юношеском возрасте.
Проведем такую же классификацию, опираясь на пять принципов А.Ф.Лосева.
1.Неразличение души и тела – период младенчества. «Антитеза души и тела примиряется в понятии жизнь, которая немыслима ни без тела, т.е. того, что нужно двигать, объекта движения, ни без самодвижущегося начала». ДМ с.178. Именно, жизнь приносится в жертву в древних человеческих обществах. Смерть должна войти в опыт человека, и она становится ритуальной, например, в обрядах инициации, когда наносятся болезненные татуировки и ритуальные увечья т.о. в жертву приносится чувственность. Эта жертва в результате «отрывает» душу от тела, что в последствии дало возможность человеку обнаружить тело как вещь. Экстремальное отношение к телу сохраняется в маргинальных слоях общества. Например, уголовники могут демонстративно порезать себя. Здесь же в тюремных сообществах и среди бродяг живут фантастические представления о времени и пространстве, поскольку пространство, не скрепленное единством личности, дискретно, а время без этического коррелята безмерно. Оно как бы останавливается. Все это характерно как для мифологии, так и для младенца. Особенности пространства и времени отражаются в мифологии, например, оборотничеством. А.Ф.Лосев приводит пример. Герой уходит от погони. Встретив препятствие, он ударился о землю и побежал серым волком. Встретил другое препятствие, опять ударился о землю и полетел черным вороном. Младенец же воспринимает внешний мир вспышками. Например, он различает лицо только тогда, когда оно к нему склоняется. Вообще тюремный фольклор, замешанный на грубой чувственности душещипательных сюжетов, очень близок мифологии, из которой, между прочим, вырастают и телесериальные эпопеи, тоже абсолютно фантастические. Но если тюремному фольклору придать нравственный вектор, (который, безусловно, есть в мифологии, описывающий целостный мир, поэтому нравственность здесь не приписывается человеку, а разлита в мире), то он превратиться в полноценное искусство. Ироничная обработка такого фольклора превратила его в бардовскую песню. Маргинальным является также подражательное поведение, лишенное всякой этической подоплеки, если оно не связано с обучением или трудом, например охотой. Древняя культура была вытеснена в маргинальную среду, как рудимент, как огрызок. Здесь она не способна подняться до своей полноты и тем более исполниться в жертве. Поскольку человечество в своем историческом развитии приносило в жертву чувственность, а преступник становится ее рабом, потакая своим слабостям. Хочу обратить внимание на интересную этимологию Филина слова человек, которое он возводит к жертвенной формуле кои веки раз (два, три…). Она произносилась во время жертвоприношения и значила: «Кто-нибудь из этого возраста» означало слово человек, и называлось число. Вершиной общинно-родовой цивилизации является йога. В Йоге тело становится мирозданием, а человек, овладевая одним, овладевает и другим, достигая фантастических возможностей. Необходимо сказать, что сначала эта человеко-вселенная осознается в образе Праджапати – отца богов и владыки всех творений, и уже потом в подражании этому абсолютному мифологическому Праджапати, она строится из собственного организма путем жертвы чувственности. Пример осознания в подражании абсолютному: «Ровно через год [после рождения] ребенок поистине испытывает желание говорить, ибо через год пожелал говорить Праджапати» Древнеиндийская философия М.1972. стр.68. Родители также показывают ребенку сначала, например свой нос, который тот ощупал руками, потом нос куклы, а затем – его собственный. Это путь познания: от ощущения, полученного в подражании чему-то, что становится абсолютом к абстрактному понятию (абстрагирование – это аналог жертвы) и от понятия к познанию новой конкретности.
Таким же будет исторический путь человечества. Сначала все будет познаваться в Абсолюте. Потом это Абсолютное он будет познавать в инобытии и, наконец, обнаружит его в себе и, поставив себя на место Абсолюта, заново пройдет весь путь.
2. В конце концов, преодолев страх и боль, человек "оторвет" душу от тела, и станет понимать мир не как человеко-вселенную, которую можно только почувствовать в подражании, а как то, что можно видеть и созерцать как вещь и станет отыскивать порядок вещей. Поэтому, когда в 2-3 года ребенок все хочет делать "сам", причину следует искать не столько в "эго", сколько во II принципе А.Ф.Лосева - принципе скульптурности. Скульптурность сделала мир вещным и заставила искать порядок вещей. Эго потому и проснулось, что получило этический вектор, направленный во вне – им было стремление упорядочить мир вещей. Скульптурность знаменует собой приход рабства, когда в жертву отдается не жизнь, а тело. В жертву именно порядку, создаваемому аристотелевским Умом-перводвигателем. В порядке возникает красота космоса. Усвоив определенные навыки и, поняв к чему их надо применять, ребенок хочет осуществить порядок сам, и, я думаю, что чувство, которое он испытывает в это время - это чувство эстетического наслаждения, а не чувство удовлетворенного своеволия. Не случайно дети вплоть до подросткового возраста легко и охотно учатся.
3. Далее в подростковом возрасте (11-15 лет) ребенок осознает родительскую волю, как волу, ограничивающую его собственную волю. В то же время, если семья построена на любви и взаимном уважении, он, в конце концов, понимает свою ответственность и принимает обязанности. Даже если семья не образцовая, подросток все равно ищет этический идеал справедливости, но уже в образцах, предлагаемых обществом. Потому что он находится в зависимом положении. Христианская этика - высший образец. Сократив все заповеди до единственной заповеди любви, она из смирения возводит человека к вершинам личной свободы и ответственности. Для возникновения христианского абсолютизма духовной жизни - III -ий принцип А.Ф.Лосева, необходима крепостная зависимость - прикрепленность к земле, считает философ, без которой, как я понимаю, не было бы смирения духа.
4.-ый принцип – принцип примата человеческой личности - время юности и молодости, когда появляется и осуществляется "образ Я". Неважно, какой именно образ: образ ли художника-творца, равного в своем творчестве Богу-мастеру, или образ покорителя пространства и осваивателя земель. Это короткая эпоха утверждения новых идеалов и их осуществления. Они в эту эпоху в первую очередь утверждаются в искусстве. И именно искусство достигает больших высот в это время. Что закономерно, ведь, по словам А.Ф.Лосева: "Все, что ни происходит в жизни, сначала происходит в искусстве, а потом формулируется в понятиях" и осуществляется в этической, т.е. бытовой жизни, где и происходит трагедия. Т.о., в жертву приносится инобытие человека. Здесь начинается путь личности, поставившей себя в центр мира. Пико делла Мирандола: "Не даем мы тебе, о, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире" (с.358). В этом качестве личность и проделывает уже пройденный путь еще раз. Сначала осознавая себя как живое мысляще существо, - эпоха Барокко, потом, пытаясь установить порядок в мире по своему разуму - Просвещение и Классицизм, а затем - и по своей воле - Романтизм.
Итак, мы видим, что в развитии человека и человечества происходит по тому же универсальному закону: трижды модифицированное тождество, повторенное в двух вариантах.
Но есть еще V-ый принцип - принцип внеличностного, но человеческого (наверное, его можно назвать принципом инобытия). А.Ф.Лосев называет его социалистическим, указывая на коллектив и производство. Но мне кажется, что это лишь одна сторона проявления данной цивилизации, если ее можно так назвать. В параллель ей стоит деятельный человек, совершающий поступки. Это может быть человек любого возраста и соответственно любой цивилизации. Поступок связан с действием, которое в свою очередь есть подражание (как становление) и уподобление (как ставшее), если оно не осознано. Осознанное же действие -это поступок, который совершается свободным этическим выбором во исполнение какой-то цели. Свободный этически выбор - это единственный его критерий. В остальном же поступок остается непроницаемым для анализа. Он совершается мгновенно и носит сакральный характер. Поступок мгновенно меняет ситуацию, делая ее необратимой, определенной, особенной, исторической и личной. (Квантовая физика сталкивается с явлением поступка и учитывает его). Свершенность действия осуществляется в поступке, который разрушает целое (что является злом) и в некоторой метаморфозе собирает его в новом количественном и качественном варианте (что является добром). Поступок может генерировать как деградацию, так и восхождение, в зависимости от того жертвенный он или нет, что и диктуется свободным этическим выбором.
I Когда при его осуществлении, в жертву кладутся жизненные силы организма, но при этом не существует для подражания и уподобления модели человеко-вселенной, которая придает процессу целесообразность без цели, мы видим вполне целенаправленные спортивные действия.
II Опять-таки, в отсутствии целесообразности без цели, которой обладает полнота космоса, при осуществлении порядка вещей – налицо учебный процесс, который существует в рамках конечного и единичного.
III И опять-таки целенаправленное действие, но оно отдано уже не порядку т.е. пространству, а времени – это труд.
IV Впервые действие становится целесообразным без цели – это творчество, которое происходит в игре. В игре создается модель мира, но уже не абсолютная, а личностная, впрочем, в модификации повторяющая абсолютную.
Любое из этих действий, которые мы конструируем по образцам цивилизаций, становится свершенным в жертве, и присуще человеку в любом возрасте. Причем IV-ая цивилизация, как было сказано, может возникать в пределах каждой из первых трех, выражая в себе полноту бытия.
Далее процессы деятельности человека становятся предметом его рефлексии, предметом его заботы и, наконец, – целью и задачей. Не сделать стол, построить дом…, а организовать производство, отрасль, учебный процесс, фестиваль, спортивные соревнования и т.д.. Процесс, который становится ведущим, формирует лицо исторического периода и делает его модификацией одного из первых трех периодов: первобытно-общинного, рабства, феодализма. Это фашизм, очень не случайно названный проницательными современниками «новым варварством». Это пресловутый глобализм, стремящийся унифицировать разноликий мир одним законодательством. Не случайно глобализм исходит от США. И это социализм и капитализм, которые отличаются друг от друга только тем, что в одном превалирует общественное, а в другом – частное. Т.о. абсолютный закон бытия: трижды модифицированное тождество, повторенное дважды (с точки зрения активного тела и с точки зрения активного ума) действует и в истории развития человечества.
Итак, действие получило свою ипостась в инобытии, и таким образом стало сущностью (фактом) (Маркс, например, проанализировал труд, вернее, инобытие человека с точки зрения труда). Поэтому в XX веке возник интерес к самому действию, к действию как таковому. Такой же интерес очевиден, например, у Аристотеля, но в XX веке действие понимается как личный поступок.
Представляется интересным прокомментировать нашу таблицу с точки зрения личного действия в понимании М.Хайдеггера.
А.Ф.Лосев | М.Хайдеггер | ||||||||||||||||||||||||
|
Анализом действия занимался экзистенциализм, обнаруживая в этом действии темные непроницаемые глубины, где нет ни времени, ни пространства и в этом смыкаясь с непроницаемой и цельной самостью и Первоединым. Именно самость, как часть Бога, «отрывается» от тела на 1-ом этапе формирования личности человека. ( На IV-ом этапе осмысленное приближение к самости проявляется в психологии). Как Бог имеет свой символ в человеке, так и мгновенное действие становится символом в поступке получая здесь свою меру и соответственно смысл в свободном этическом выборе. Регулярное, закономерное действие, действие, протекающее во времени, - это действие формирует космос. Здесь индивидуальность осуществляет свою свободу в игре.
Теперь нашу схему можно превратить в сферу, в вершинах которой будут лежать 1-ый и IV-ый ярусы. Тогда, соединяя вершины этой сферы, мы получим ту самую квинтэссенцию, в которой бытие свершается мгновенно во всей своей полноте от 1-го к IV-му ярусу, минуя II-ой и III-ий. Эта квинтэссенция – жертвенный поступок и игра. Свершение их и есть ритуальный сюжет, с которого начиналось наше исследование. Сюжет написан на небесах, но разыгрывается на земле с каждым из нас и со всеми нами.