Цивилизации, а всего их пять, отличаются друг от друга тем, что в основу каждой из них положен свой принцип, неизменный и не проницаемый для влияния прочих принципов. Вот эти принципы, которые А.Ф.Лосев называет в связи с историческим развитием человечества в своей работе «История эстетических учений»:
1) принцип неразличения души и тела;
2) принцип скульптурности, когда идеалом является живое прекрасное человеческое тело;
3) принцип христианского абсолютизма, где абсолютизм духовной жизни есть абсолютизм личностного бытия;
4) принцип примата человеческой личности;
5) принцип примата вне-личностного, но человеческого т.е. ино-бытия личности – коллектива и производства.
Эту идею А.Ф.Лосева я целиком заимствую и пытаюсь ее развить при анализе культурных фактов методом, который ниже я изложу схематично. В данном случае нет возможности говорить подробно о каждой цивилизации, да еще в ее разделении на мужской и женский типы культур. Но прежде, цитата из упомянутой работы: Скульптурность. [Принцип античности, где видно отношение ко всему на свете, в том числе и к человеку, как к веши. В экономике этот принцип проявляется в рабстве, в искусстве – скульптуре, в религии – в образах олимпийских богов, в философии – в представлении о мире, как о космосе, в математике – в наглядной геометрии и т.д.].
Так вот «Наша скульптурность не есть содержание всех слоев культуры…, но есть метод строения каждого такого слоя, стиль взаимоотношения специфических для него категорий, духовно-выразительная символика, данная не как внешнее сюжетное его содержание, но как метод и стиль всех возможных для него содержаний». Стр.350
Ясно, что никакие культурные влияния и заимствования не могут изменить цивилизацию. Любое влияние войдет в нее, будучи преобразовано принципом, которым живет цивилизация, и в том стиле, который ей присущ. Более того, даже если истребить всех носителей цивилизации, она обязательно возродится вновь, потому что связана с ипостасной сущностью человека и пятой квинтэссенцией.
Поэтому вся современная политическая риторика о том, что какое-то государство движется в «правильном» направлении, и его надо поощрить, а какое-то в «неправильном», значит, его надо наказать, или риторика о «мировом зле» не имеют под собой никакой почвы. «Мировое зло» имеет сугубо индивидуальное лицо для каждой цивилизации.