Раздел 1. Становление мира из тождества

Глава 1.5. Кино

Выходя из области фантазии и домыслов, мы выносим убеждение, что кино - это искусство сочетания опустошенного движущегося изображения и звука (музыки) или его аналога - слова. Пусть даже данного в виде титров или даже просто буквы как, бывает у  Годара. Один из компонентов этого взаимодействия опустошен, а второй описывает его смысл в своей структуре.

Наглядный пример видим в фильме С.Кубрика «Космическая одиссея». Контрастно освещенная железная конструкция медленно вращается в пространстве под музыку Моцарта, что создает ощущение гармонии, красоты  и закономерности. Другой пример из этого же фильма: движение разрушило изображение, превратив его в линии и цвет. (Движение может быть структурировано различными способами.

Как было упомянуто выше: ритмом монтажа, необычной оптикой, деформирующей изображений, вспышками света, сменой цвета, стоп-кадрами, замедленной или убыстренной съемкой и т.д.). Эту структуру сопровождает эмоционально-чувственная музыка, следующая за ритмом летящих линий и изменениями цвета. Именно эти кинематографические находки ввели картину С.Кубрика в историю кино, не смотря на то, что идея, которую развивает сюжет, особого интереса не представляет.   

Однако, есть масса режиссеров, у которых на протяжении всего фильма звуковой ряд как бы продолжает эмоции видеоряда. Для примера назову только одно имя: С.Бондарчук. Его фигура, безусловно, колоритная и талантливая, но о кинорежиссере  С.Бондарчуке этого не скажешь. Мировоззрение, которое воспроизводят его фильмы, архаично и на первый взгляд близко к мифологическому. Но мифология здесь удержалась только в пределах ценностей и в то же время напрочь потеряла смысл творения мира, его становление через необходимую и неизбежную жертву, которую своим свободным выбором совершает человек в ритуале.

Вместо ритуала и свободно совершаемого акта (поступка) самопожертвования у С.Бондарчука – злой рок и злые люди, мучающие героя жертвами, как данью или побором и разбоем. Поэтому в таких картинах всецело господствует бессмысленная чувственность, а между тем, чтобы придать ей смысл, необходимы жесткие границы жанра, форма которого несет смысл ритуала. Однако, претендуя на авторское кино, С.Бондарчук жанровые картины   не снимал.

logo © 2009 Marianna Schwartz. All Rights Reserved
Hosted by uCoz