Раздел 1. Становление мира из тождества

Глава 1.4. Таблица, универсальный закон и средства художественной выразительности

Теперь мы описали  два тождества, которые способны возникнуть из взаимодействия mС2. В первом случае музыка (звук) становилась смыслом летучего опустошенного изображения. Во втором - смысл сосредоточен в изображении, а чувственный  звук опустошен. Но в обоих случаях возникающие тождества удостоверяют жизнь одного и того же явления, которое создает мир. При желании можно взаимодействие двух субстанций, которое согласно Платону проходит в четыре этапа, записать в виде таблицы, разместив в ней категории найденные при рассмотрении взаимодействия mС2.

    4 3 2 1     1 2 3 4      
нирвана светлое огонь колорит схема свет линия ритм ум логии-
ческая
интуи-
ция
наука истина мера
(идея),
которая
дана как
закон
Необхо-
димость
уподоб-
ление,
как
ставшее
созер-
цание
эйдос
лёгкое воздух картина геомет-
рия
прост-
ранство
моди-
фици-
рован-
ное…
свето-
тень
лад дух свобод-
ная во-
ля или
просто
стрем-
ление
вера добро жертва
ритуал
дейст-
вие –
посту-
пок
мгно-
вение
мужское или
правое
модель тяже-
лое
вода музыка
(звук)
алгеб-
ра
время,
моди-
фици-
рован-
ное…
фактур-
ная
плос-
кость
мело-
дия
душа чувст-
венная
интуи-
ция
искус-
ство
красо-
та
игра вечность женское
или
левое
движе-
ние
тем-
ное
земля драма-
тизм
мно-
жест-
во
масса цвет тон
темб-
раль-
ный
тело форма история
миф
божество
мифоло-
гическое
хаос случай-
чайность
подра-
жание
как
станов-
ление
3 2 1     1 2 3 4     1 2 3 4

Можно сжать в таблицу, представив ее через уравнения бытия:

 
Огонь = C2 = ум = истина = ставшее (уподобление) 4
Воздух = пространство м. = дух = добро = мужское 3
Вода = время м. = душа = красота = женское 2
Земля = М = тело = божество = становление (подражание) 1
2   1   5   4   3  

а можно расширять еще больше, чем сделано. Потому что между членами пары всегда остается противоречие, готовое вновь порождать жизнь в следующей паре и удостоверять ее в последующей паре. Тем не менее, 4 элемента описывают полноту бытия и создают некое единство, все части которого, как части целого, объединены в нем чем-то общим. И тем самым 4 элемента становятся колоритом. Колорит мы понимаем как полноту бытия. В свою очередь 2 центра противостояния (или активности) создают драматизм. Однако, чтобы быть утвержденными в бытии - т.е. получить свой смысл активной и противостоящей индивидуальности, они - эти центры, должны повториться в модификациях и повторить в них это противостояние. А именно, повторить его в противостоянии: линии и цвете,  фактурной плоскости и светотени. В линии, которая символизирует  движение и в цвете, который ближе всего к массе и придает картине звучность. В фактурной плоскости и светотени, которая делает со светом то же, что и  плоскость с цветом, т.е. придает пространству качество. Например, живопись Ван Гога очень драматична, потому, что его мазок уже является фактурной плоскостью, ограниченной линиями. Отчего в цветовом противостоянии возникает многократно повторенное мазками сочетание линии и цвета. Очень драматичная живопись Сикейроса - пример доминирования сочетания светотени и плоскости.

Далее, если в картине использованы 3 элемента, то мы получаем трехчастную конструкцию символа, в котором каждый элемент через посредство другого оказывается символом для третьего. Помня о том, что простая линия на плоскости холста открывает поверхность как фактурную и цветную, приходится делать вывод, что исключить можно только элемент светотени. Нельзя  пройти мимо того факта, что вся  живопись до эпохи Возрождения была символической и своих вершин достигла в иконописи. В кино такой же неполнотой средств кинематографической выразительности  всегда обладает анимация. Светотень и перспективное пространство сделали мир картины посюсторонним и колоритным. Однако со второй половины  XIX века живописцы, избавляясь от перспективы и светотени, заняты поисками нового символизма, создавая пространство экспрессивное личное (особенное), мифологическое.

Живописная картина - это остановленный (отраженный) массой свет, распавшийся  на свои модификации при столкновении с массой и породивший при этом новое единство - живописную картину - вид - эйдос. В эйдосе зафиксирован смысл сущностей света и массы, между которыми произошло взаимодействие. Живописная картина, возникшая из модификаций света при столкновении его с массой, дана сразу и вся так, как дается смысл, как дается форма или законченное целое. Вот, что пишет Кант (КСС 128-129): «Измерение пространства (как схватывание) есть одновременно его описание… напротив, соединение множества в единство не мысли, а созерцания, последовательно схватываемого в мгновение… вновь снимает условие времени… и делает наглядным одновременность существования». Эта способность света являть в своих модификациях массу мгновенно и целиком, определенным образом выражает полноту бытия и потому делает картину колористичной по своей природе. Даже если она символическая и не выражает полноту бытия. В символе она являет и  картину бытия, и его смысл, и т.о. обозначает полноту в идеальном выражении. Хотя живопись колористична по природе, она должна удостоверять свою колористичность так же, как, она удостоверяет  драматичность. Что и происходит в композиции, где гармония возникает из повторения всех живописных средств. Символ же удостоверяет себя сам.

Звук,  в свою очередь, будучи модифицированной массой (масса модифицирована по свету – по его движению и дается в своем сложении), является не остановленным, а именно длящимся во времени, преодолевая в этом времени пространство, в котором он течет волной, или прекращается, звук противостоит тишине. В этом противостоянии и есть драматизм. Звук, который мы назвали тоном, (всегда является вместе с тембром, и наоборот, по этому скажем – тембральный тон), звук, возникает и пропадает в тишине. Там, где появляются несколько звуков, в силу вступают закономерности порядка. Вместе с упорядочиванием преодолевается драматизм. Впервые это происходит в ритме, еще больше в ладе, затем – в мелодии и, наконец, снимается в композиции, где удостоверяет себя полнота бытия. Драматизм же теперь должен выражаться художественными средствами, т.е. утверждать себя как бытие, удостоверяя свой смысл драматизма. Опять-таки символ же удостоверяет себя сам. (Когда лад один, он как различительный признак не фигурирует.) В заключение хочу заметить, что есть область, в которой музыка и живопись по своему построению сходится ближе всего. Это – этническая музыка, построенная на бесчисленных вариациях и импровизациях одной мелодии и орнамент, наиболее архаичный из всех живописных форм и повторяющий сплетения рисунка множество раз.

Итак, мы предположили, что и взаимодействие, обозначаемое формулой Е=mС2, и сюжет свершаются по универсальному закону. Действие этого закона идет об руку с числом, становясь свершенным, и потому явленным, и потому единичным, и потому необратимым, и потому формирующим мир. Согласно Платону, взаимодействующие сущности  должны быть модифицированы, т.е. быть в чем-то уподоблены друг другу, чтобы вступить во взаимодействие, и в соответствии с числом получить свой смысл, как номер в последовательности и тем самым зафиксировать этот смысл. Так масса, становясь активной, является в своем сложении. Скорость света, умноженная на свою меру, т.е. возведенная в квадрат, становится субстанцией, т.е. светом (плоским покровом). Взаимодействуя друг с другом они порождают модифицированные пространство и время и т.д.. В конце концов формула Е=mС2 прочитывается как формула бытия, энергия которого равна взаимодействию массы и света. Это и есть жизнь, удостоверенная смыслом. Сама жизнь протекает в интуициях: чувственной, если удостоверяется  масса, которая превращается в какое-либо упорядоченное множество, или логической, если удостоверяется движение, в котором открывается порядок. Свободно и случайным выбором, путем подражания и уподобления и с неизбежной необходимостью возникает та или иная форма выражения смысла той или другой жизни (интуиции)  – картина или - музыка (звук) соответственно.

logo © 2009 Marianna Schwartz. All Rights Reserved
Hosted by uCoz