Постановка проблемы: Испанцы

Франко-испано-германский фильм режиссера Жака Вебера «Дон Жуан или месть блондинки», 1997г.

Образ, не случайно вставший в ряд образов, имена которых стали нарицательными, так как они ассоциируются с литературными сюжетами, или с сюжетами жизни, что одно и тоже. Это не образ пассивного человека, который не сопротивляется, может по доброте сердечной, кода женщина берет его, если к тому представится случай. Доброе сердце – это не трагедия. Это дар Божий. Но Дон Жуан даже и пассивный, безусловно, трагический образ. Трагедия показывает тип человеческого характера на срезе эпохи. И потому этот характер и становится нарицательным, что он несет на себе конфликт времени. Конфликта этого невозможно избежать, поэтому он и трагический. Герой трагический не потому, что он погиб, а потому, что гибели этой невозможно избежать. И Дон Жуан, безусловно, относится к таким героям. Улицкая же, судя по всему, об исторической трагедии все-таки не писала. Личная судьба ее героя, как мне показалось, не выходит за рамки частной жизни.

В названном фильме Жак Вебер сам исполняет роль главного героя. Это человек могучего телосложения, с длинными седыми волосами, не красивым лицом и не молодой. Тем не менее, он самая колоритная фигура в картине. И как положено, за ним бежит влюбленная и брошенная и им женщина. А он, спасенный от гибели в штормовом море, соблазняет в прибрежной деревне невесту своего спасителя. И тут же еще и деревенскую красавицу, с которой повстречался в церкви. Садясь на коня и пускаясь в путь, он оставляет на берегу двух соперниц в полном недоумении. Кому же из них и что он обещал? Гонится за Дон Жуаном не только блондинка знатного рода, но и небольшой отряд, собранный двумя ее братьями, чтобы отомстить за поруганную честь сестры. Сестра просит не трогать Дон Жуана. Она его любит, и сама хотела близости с ним. Однако, братья отправляются в погоню. Но вот один из них, стоя на прибрежном камне, глядя в морскую даль, отрешенно произносит: «Да, я должен отмстить, но зачем эта кровь». И сам Дон Жуан в  фильме не только авантюрист и подлый обольститель, хотя именно такой ярлык висит на этом имени веками. Он отважен и благороден. Не раздумывая, бросается на помощь людям, на которых напали разбойники, и тем спасает своих преследователей – именно они попали в беду. После схватки, будучи узнанным, он вынужден сразиться с одним из братьев. Дон Жуан трижды отражает нападение, а в четвертый раз втыкает свою шпагу у ног поверженного противника, поворачивается спиной к нему, лежащему, но невредимому, и уходит.

Более того, Дон Жуан обнаруживает характер естествоиспытателя. Опыты его социальные, он проводит их над людьми и обществом. Нищий мальчик просит подаяние, говорит, что служит Богу. Дон Жуан достает монету и предлагает нищему выругаться. Но мальчик предпочитает остаться голодным и в итоге получает вознаграждение. Уже из седла Дон Жуан бросает ему милостыню. Наш герой дважды встречается со своим отцом. Первый раз отец находит его на улице и сетует, лучше бы его сын умер, чем так позорить себя и отца. Дон Жуан, оставшись один, бросает слова сожаления: «Как жаль, что родители живут также долго как их дети». Второй раз Дон Жуан сам приходит в родной дом со словами раскаянья и сообщает, что изменился. Свидание происходит в саду перед домом, куда собирается высшее общество. Отец проводит торжественный прием и дает бал. Дон Жуан как всегда в неподходящей одежде, седые волосы болтаются по плечам. А вот отец его вовсе не сед, и мать тоже. Они не выглядят намного старше сына и не похожи на родителей. По-театраль Франко-испано-германский фильм режиссера Жака Вебера «Дон Жуан или месть блондинки», 1997г. Образ не случайно вставший в ряд образов, имена которых стали нарицательными, так как они ассоциируются с литературными сюжетами, или с сюжетами жизни, что одно и тоже. Это не образ пассивного человека, который не сопротивляется, кода женщина берет его, если к тому представится случай, может по доброте сердечной. Доброе сердце – это не трагедия. Это дар Божий. Но Дон Жуан даже и пассивный, безусловно, трагический образ. Трагедия показывает тип человеческого характера на срезе эпохи. И потому этот характер и становится нарицательным, что он несет на себе конфликт времени. Конфликта этого невозможно избежать, поэтому он и трагический. Герой трагический не потому, что он погиб, а потому, что гибели этой невозможно избежать. И Дон Жуан, безусловно, относится к таким героям. Улицкая же, судя по всему, об исторической трагедии все-таки не писала. Личная судьба ее героя, как мне показалось, не выходит за рамки частной жизни.

В названном фильме Жак Вебер сам исполняет роль главного героя. Это человек могучего телосложения, с длинными седыми волосами, не красивым лицом и не молодой. Тем не менее, он самая колоритная фигура в картине. И как положено, за ним бежит влюбленная и брошенная и им женщина. А он, спасенный от гибели в штормовом море, соблазняет в прибрежной деревне невесту своего спасителя. И тут же еще и деревенскую красавицу, с которой повстречался в церкви. Садясь на коня и пускаясь в путь, он оставляет на берегу двух соперниц в полном недоумении. Кому же из них и что он обещал? Гонится за Дон Жуаном не только блондинка знатного рода, но и небольшой отряд, собранный двумя ее братьями, чтобы отомстить за поруганную честь сестры. Сестра просит не трогать Дон Жуана. Она его любит, и сама хотела близости с ним. Однако, братья отправляются в погоню. Но вот один из них, стоя на прибрежном камне, глядя в морскую даль, отрешенно произносит: «Да, я должен отмстить, но зачем эта кровь». И сам Дон Жуан в  фильме не только авантюрист и подлый обольститель, хотя именно такой ярлык висит на этом имени веками. Он отважен и благороден. Не раздумывая, бросается на помощь людям, на которых напали разбойники, и тем спасает своих преследователей – именно они попали в беду. После схватки, будучи узнанным, он вынужден сразиться с одним из братьев. Дон Жуан трижды отражает нападение, а в четвертый раз втыкает свою шпагу у ног поверженного противника, поворачивается спиной к нему, лежащему, но невредимому, и уходит.

Более того, Дон Жуан обнаруживает характер естествоиспытателя. Опыты его социальные, он проводит их над людьми и обществом. Нищий мальчик просит подаяние, говорит, что служит Богу. Дон Жуан достает монету и предлагает нищему выругаться. Но мальчик предпочитает остаться голодным и в итоге получает вознаграждение. Уже из седла Дон Жуан бросает ему милостыню. Наш герой дважды встречается со своим отцом. Первый раз отец находит его на улице и сетует, лучше бы его сын умер, чем так позорить себя и отца. Дон Жуан, оставшись один, бросает слова сожаления: «Как жаль, что родители живут также долго как их дети». Второй раз Дон Жуан сам приходит в родной дом со словами раскаянья и сообщает, что изменился. Свидание происходит в саду перед домом, куда собирается высшее общество. Отец проводит торжественный прием и дает бал. Дон Жуан как всегда в неподходящей одежде, седые волосы болтаются по плечам. А вот отец его вовсе не сед, и мать тоже. Они не выглядят намного старше сына и не похожи на родителей. По-театральному церемонно они выражают радость примирения, при этом, даже в своих пышных одеждах кажутся гораздо мельче Дон Жуана. Однако размеренный ритм приема, вид ритуально прогуливающегося общества богачей куда основательнее одинокого самонадеянного великана. Здесь же Дон Жуан встречает своего кредитора и как вихрь набрасывается на него, обнимает, клянется, что раскаивается и впредь будет расплачиваться вовремя. Также стремительно он покидает его. «А как же деньги!» – восклицает кредитор, оставшись один. Между тем Дон Жуан рассуждает меланхолически, уже раскачиваясь в седле: «Видишь, Сганарель, достаточно сказать человеку то, что он хочет слышать, и он в твоих руках».

Что же гнало его в путь, и что погубило на этом пути. (Между прочим, все события фильма кроме встречи в церкви происходят под открытым небом, и это совсем не случайно.)  Вспомним, что впервые литературный герой под именем Дон Жуана появился в эпоху барокко. Еще продолжаются великие географические открытия. Еще пираты бороздят моря, вновь появилось рабство. На новых землях растут города, расширяется торговля. Это время, когда человек в Западной Европе довольно часто выпадает из традиционных сообществ, в которых существовало регламентированное поведение. Оно и было моралью этих сообществ. В новых обстоятельствах человек теперь вынужден был полагаться на собственную личность. Его личные качества: воля, ум и усилия приносили весомые плоды. Естественно, у частного человека возникала иллюзия, что его личная власть в определенных случаях становится абсолютной. Не случайно французский философ Жиль Делёз в своей работе «Складка, Лейбниц и барокко» писал, что эпоха барокко была последним рубежом Бога. (Впрочем, мне трудно согласиться с этим утверждением, Барокко – это лишь заметная остановка на пути от морали к нравственности). Однако очевидно, что во времена Дон Жуана в массовом сознании присутствие абсолюта переместилось из морали во власть рока, который настигает человека в любой момент и человек в нем бессилен. Для Дон Жуана рок явился совершенно немотивированно в лице статуи, которая физически схватила его за руку и утащила за собой в преисподнюю. Но все-таки смерть в руках рока не отличается от любой другой смерти, чтобы стать из ряда вон выходящей. Выдающейся ее сделала блондинка.

Она во второй раз догнала Дон Жуана, и была встречена ледяной любезностью. Молодая, красивая и знатная женщина не была смущена или удручена, как в первый раз. Она сказала, что по-прежнему любит Дон Жуана, но ничего от него не хочет. Осознав греховность чувственных желаний, она уходит в монастырь ради высшей любви. Этими словами она разожгла в прожженном соблазнителе азарт охотника. Но верная своему слову, она не реагировала на намеки о новой любви и сделала, как сказала. Дон Жуан не сумевший соблазнить женщину – это обычный смертный, поставленный перед лицом своей ограниченности и относительности. Он лишается тотальной природности своего победительного дара соблазнять. И потому не может на него больше опираться – этот механизм дал сбой. Какие же основания могут быть у уязвимого смертного в его претензиях и притязаниях. Оказывается, –  никаких, кроме морали и нравственности. Только в них лежат основания свободы человека и оправдания его существования. Трагедия Дон Жуана в том, что он, человек незаурядный, талантливый, с искрой божьей не понял и не принял божьего дара.  Дара быть сыном Божьем, его избранником и сотворцом. Он прошел по жизни как явление природы, как ливень, не в чем не укоренился и не оставил своего следа.

В фильме есть кадр. Этот могучий человек лежит на стене замка над обрывом. Люди внизу кажутся маленькими, а он, огромный, равновелик стене и облаку – земле и небу. Но этого совершенно недостаточно для личности. Не важно активен Дон Жуан или пассивен, и даже не столь важно осознал он свою ситуацию или нет. Его трагедия – это не трагедия доброго сердца – это трагедия пустого сердца. Трагедия незаурядного человека, который не отдал себя никому и ничему. А вот беда заурядного человека. Сганарель,  слуга Дон Жуана, на всех углах поносит своего господина как безнравственного человека. Тем не менее, верно служит ему, не чураясь поступать жестоко и подло. После смерти хозяина, он жалуется, сидя среди нищих. «Всем выгодна смерть Дон Жуана. Только я потерял все. Кто мне теперь заплатит жалование?». Дон Жуан был скорее беспутным чем порочным и заплатил за свое беспутство ужасной смертью. Сганарель же на службе у порока – безусловно порочен, и жизнь его ужасна.

Не смотря на бурный поток событий, в который вовлечен герой, и которые он сам большей частью провоцирует, стиль фильма Жака Вебера скорее меланхоличен. Такой контраст открывает философскую глубину ходячего образа мировой литературы, готового появиться в любом месте и в любое время.

logo © 2009 Marianna Schwartz. All Rights Reserved
Hosted by uCoz